Корзина 0 товаров
на сумму 0 руб.

Легенды и мифы греческих вин

Легенды и мифы греческих вин

Виноград и вино… Сколько ассоциаций возникает, когда мы произносим эти слова! Но, прежде всего, конечно же, вспоминается Греция и бог-весельчак Дионис, который научился здесь ремеслу виноделия, а затем передал свои знания людям по всему миру. 

Дионис славился как бог, освобождающий людей от забот и снимающий путы размеренного быта, дающий возможность выразить кроющийся в каждом избыток сил, приобщиться к бесконечной божественной стихии, почувствовать свободу от любых уз, ощутить собственную мощь. Так как же можно было не любить и не почитать его? 

Мифы и легенды о вечно юном Дионисе, познавшем секреты виноградной лозы, передавались из уст в уста, из века в век, изменялись и приукрашивались. И всё же есть история, которая известна больше других. Зевс-громовержец полюбил смертную Семелу, дочь фиванского царя Кадма. Однажды он пообещал исполнить любую ее просьбу, в чем бы она ни заключалась, и поклялся в этом нерушимой клятвой богов, священными водами подземной реки Стикса. Воспользовавшись случаем, Гера, супруга Олимпийского бога, решила погубить соперницу. Когда Семела ждала ребёнка, Гера явилась в образе странницы и убедила её просить Зевса доказать истинность его отцовства - для этого он должен был явиться перед Семелой во всём своём великолепии. Узнав, в чем состоит просьба возлюбленной, владыка Олимпа опечалился, но не мог отказаться от данного слова. Громовержец примчался на своей колеснице во всем величии царя богов и людей, во всем блеске своей славы, со сверкающими молниями в руках, которые и погубили несчастную женщину. Однако перед смертью она успела родить шестимесячного ребёнка, маленького Диониса. Он тоже мог бы погибнуть в пламени, если бы не укрывший его густой плющ. Зевс нашел сына, зашил его в бедро, из которого тот позже родился вторично. Диониса воспитали нимфы, а наставником юного бога стал сатир Силен, который и открыл ему тайны природы и научил изготовлению вина. 

С появлением вина связан и другой миф из жизни Диониса. Однажды, во время охоты юноша увидел очень красивого сатира, искусно игравшего на пастушьей свирели. Ампелос, так его звали, очень понравился Дионису и стал его преданным другом и спутником. Но однажды Ампелос упал со скалы и разбился. Дионис очень тосковал и умолял отца Зевса вернуть друга к жизни хотя бы в другом обличьи. Тогда могущественный бог превратил погибшего в виноградную лозу, которая стала приносить плоды, вкус которых напоминал божественный нектар. С той поры Дионис стал странствовать по свету и учить людей выращивать виноградную лозу, из плодов которой можно было делать божественный напиток - вино. От имени сатира Ампелоса и появилось греческое название винограда - ampelos, которое дало свое название науке о сортах винограда - ампелографии. 

Конечно же, существуют и другие легенды, так или иначе обосновывающие появление вина, но для того, чтобы их понять, нужен какой-то особой шифр. Так, древнегреческий историк Павсаний, описывая одно из путешествий, передал местный миф, согласно которому собака царя Оресфея, сына Девкалиона, родила кусок дерева, и, когда мужчина закопал его в землю, из него вырос виноград. По другому греческому сказанию, переданному философом Гекатеем Милетским, культура винограда началась с того, что собака, принадлежащая тому же Орисфею «ощенилась виноградным кустом», который Орисфей сразу же посадил в землю. 

Греческая легенда также присваивает факт открытия виноградной лозы пастуху по имени Стафилос, который, отправившись на поиски пропавшей овцы, обнаружил ее, поедающую виноградные листья. Пастух собрал с лозы несколько доселе неизвестных плодов, отнес их своему хозяину Ойносу. Тот, в свою очередь, преподнес ягоды в дар Дионису, и бог в награду научил Ойноса виноделию. От греческого слова "ойнос " происходит корень названия науки о вине - энологии. 
 
Как бы там ни было, но миф о Дионисе остался самым популярным. Со временем мистические ритуалы, связанные с почитанием его культа, превратились в общенародные праздники – Дионисии. Участники празднеств проигрывали истории, связанные с определенными этапами жизни Диониса. Наиболее известными дионисийскими праздниками были Сельские Дионисии и Великие городские Дионисии. Каждый из них имел свою смысловую и эмоциональную направленность. 

Так, во время Сельских Дионисий в ноябре-декабре, все родственники веселой толпой шли к храму или алтарю, вели жертвенных козлов, несли священную утварь, сосуды с вином для возлияний, пели дифирамбы в честь бога. Участники мазали лицо винной гущей, надевали маски и шкуры козлов. Веселье сопровождалось переодеваниями, импровизированными представлениями. Особенно почитался этот праздник в Икарии, где, по преданию, Икарий первый получил в дар от Диониса виноградную лозу и умение делать из нее вино. Во время Великих городских Дионисий в марте и апреле ставились спектакли в театре, драматурги представляли на суд зрителей свои произведения и участвовали в конкурсах.

В Греции Дионисии празднуются и в наши дни. Уличные костюмированные шествия и театральные поединки превращаются в радостные массовые гулянья, объединяющие жителей деревень и городов. В сути праздников мало что изменилось. Просто теперь мы воспринимаем Диониса, прежде всего, как символ, олицетворяющий саму природу, которая засыпает зимой и вновь просыпается с первыми весенними лучами солнца, а его жизнь, смерть и возрождение связываем с этапами созревания виноградной лозы и превращения её в пьянящий напиток, созданный для наслаждения. 

Ирина Дронова. Специально для "Грека Терра"


Возврат к списку

Помощь
Корзина
Сумма