Корзина 0 товаров
на сумму 0 руб.

Первые упоминания о винах Эллады

Первые упоминания о винах Эллады

Греческое вино имеет долгую историю. Начнём с того, что следы дикорастущего винного винограда, найденного в Греции, учёные относят к ледниковому периоду. Недавние же находки археологов - обугленные косточки и мезга, оставшиеся от прессования винных ягод, позволили заключить, что первое появление культурного винограда в Греции стало возможным во второй половине 5-го тысячелетия до н.э. 
 
Однако греческое вино, как напиток, сыгравший огромную роль в развитии цивилизации, стало известно миру в минойскую эпоху с центром на Крите, когда виноград являлся основным продуктом земледелия, а вино – главным объектом экспорта. Здесь же была найдена древнейшая в мире давильня и следы вина в специальных сосудах, датированных более ранними периодами. Пресс для отжима виноградного сока относится к микенскому периоду (1000—1100 гг. до н. э.), как и упоминание о вине на глиняных табличках с перечислением сельскохозяйственных товаров на складах в хранилищах царских дворцов на Крите. 

Первые письменные свидетельства о греческом вине мы найдём в героическом эпосе Гомера – в "Илиаде" и "Одиссеи". Так, в одном из эпизодов женихи, прибывшие свататься к жене Одиссея, Пенелопе, воспользовавшись отсутствием хозяина, "пируют и вина искрящие пьют безрасчетно", а в другом - служанки выносят для угощения Одиссея и его спутников "сосуды с пурпурным вином искрометным". В поэме также рассказывается, как, отдыхая после пополнения запасов козьего мяса на острове, расположенном по соседству с островом циклопа Полифема, путешественники "ели прекрасное мясо и сладким вином утешались". Здесь же встречается и упоминание о многолетних винах, в частности, когда царь Пилоса, Нестор, пил вино одиннадцатилетней давности. Часто Гомер конкретно указывает названия вин по месту их изготовления. Так, в "Илиаде" он рассказывает, как царь острова Лемнос прислал ахейцам под Трою "корабли, нагруженные винами Лемна". 

В VI веке до н. э. греческие вина становятся все более узнаваемыми и популярными. В эту эпоху в обращение были введены «винные» монеты с виноградно-винной символикой. А греческие корабли, нагруженные амфорами с винами эгейских островов и континентального побережья, перевозя греческие вина, выступали в роли посланников греческой культуры, которая зарождалась в городах, уже говорящих на общем греческом языке и имеющих общую религию и культуру. 

В V веке до н. э. Платон установил основные правила употребления вина. Так, до восемнадцатилетнего возраста вино находилось под запретом; людям от двадцати до сорока лет следовало пить умеренно и избегать пьянства; люди старше сорока лет могли пить столько, сколько хотят, «дабы облегчить невзгоды пожилого возраста». Любой человек, чьи профессиональные способности могут ухудшиться из-за употребления вина — Платон приводит в пример воинов, рулевых и судей, — должен пить только воду. Рабам не следовало пытаться перепить своих хозяев, так как это считалось проявлением непочтительности с их стороны. Супруги, желающие иметь детей, должны были воздерживаться от алкоголя в ночь, запланированную для зачатия ребенка. 

Афинский государственный деятель Эубулус в 375 г. до н.э. так сказал о мере в употреблении вина: "Я должен смешать три чашки: одну во здравие, вторую за любовь и удовольствие, третью - для хорошего сна. Выпив три чашки, мудрые гости отправляются по домам. Четвертая чашка уже не наша, она принадлежит насилию; пятая - шуму; шестая - пьяному разгулу; седьмая - подбитому глазу; восьмая - блюстителям порядка; девятая - страданиям и десятая - сумасшествию и крушению мебели." 

Да, известно, что в Древней Греции вино пили во время общественных мероприятий, дома и в тавернах. Но питье вина всегда сопровождалось определенным ритуалом. Сначала все пили немного неразбавленного вина в честь бога вина и виноделия Диониса, а затем отливали немного вина на пол, посвящая его любимому божеству. После этого приносили кратеры - большие чаши с двумя ручками, в которых вино смешивали с холодной родниковой водой в разных пропорциях. 
 
Бытует мнение, что обычай греков разбавлять вино водой, который, кстати, не забыт и по сей день, возник не столько из-за желания уменьшить его опьяняющие свойства, сколько потому, что греческие вина были очень сладкими, ароматизированными, густыми, их было трудно пить. Иногда вино разбавляли даже морской водой. Смешивание соленой воды с вином перед употреблением до некоторой степени уменьшало сладость и усиливало кислотность. 
 
Винопитие среди людей, принадлежащих к высшему слою общества, имело форму симпозиума (от греческого слова symposion, что означает «совместное распитие»), формального мероприятия, которое происходило в частных домах после главной вечерней трапезы. Считалось, что именно вино помогает участникам симпозиума быть откровенными и говорить без оглядки на тактические соображения. Оно было средством для достижения взаимного уважения и свободного обмена идеями и мнениями. 

Филахор, один из ранних авторов эллинистической эпохи, говорил об этом так: «Люди, пьющие вино, не только раскрывают свою внутреннюю сущность, но и раскрывают свои нравы, так как не ведают словесных ограничений». Однако в таких застольях важна была умеренность. Для Сократа она заключалась в такой фразе: «Да будем веселы, не опьянев»! 

Для греков вино и обычаи, связанные с его употреблением, всегда служили критерием цивилизованности. Распитие вина на греческий манер — разбавленного, в хорошем обществе и лишь до стадии умеренного опьянения — было и остаётся признаком цивилизованности. 

Ведь не случайно в современной Греции, поднимая бокал, говорят этот короткий, но полный смысла тост: «За здоровье!»

Ирина Дронова. Специально для "Грека Терра" 

Возврат к списку

Помощь
Корзина
Сумма